Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Педагогам

Дата: 30 декабря 2024 в 18:05, Обновлено 30 декабря 2024 в 22:49

Памятки по работе с детьми с РАС

Что такое подкрепление?

Подкрепление – «стимул для изменений, следующий за поведением (поведенческим актом), который повышает частоту такого вида поведения в будущем в сходных условиях» (Купер, Херон & Хевард, 2007). 

 Подкрепление — это процесс, который приводит к фиксации поведения. Грамотный поиск и использование подкреплений могут помочь справиться с нежелательным поведением и существенно улучшить социальные навыки детей.

Пример.

Конфета является подкреплением для ребенка, а громкий шум ему не нравится.

- Ребенок говорит «конфета» (поведенческий акт) и получает конфету (подкрепление). Он с большей вероятностью будет говорить «конфета» в будущем в сходных условиях (положительное подкрепление).

- При громком шуме ребенок говорит: «стоп» (поведенческий акт) и громкий шум (нежелательный стимул) смолкает. В будущем он с большой вероятностью будет говорить «стоп» в сходных условиях. 

Виды подкреплений

Как определить подкрепления для желательного поведения?

  • Если ребенок может говорить, то просто спросите, что ему нравится. Если ребенок не умеет говорить, покажите ему картинки и предложите выбрать.
  • Спросите родителей, опекунов, учителей, с чем ребенок предпочитает играть или какую еду он любит.
  • Наблюдайте, с чем играет ребенок, если его привели в игровую комнату.

Помните:

  • То, что является подкреплением для одного ребенка, не является таковым для другого, и может даже восприниматься как наказание.
  • Хорошо иметь в запасе ряд подкреплений разного вида (лакомства, игрушки, виды игр и взаимодействия со взрослыми), чтобы быть готовым к переменам в детской мотивации.

Визуальная поддержка

Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.

В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки. Визуальная поддержка облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком, и она облегчает коммуникацию ребенка с другими людьми.

Визуальное расписание

Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Такое расписание полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях и ригидности, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня (другого отрезка времени), это помогает снизить тревожность.

Зачем нужны визуальные расписания

1.Для развития независимости (не нужен другой человек рядом для объяснений), что повышает самооценку.

2.Для того чтобы избежать конфронтации с ребенком (убирает «личный» компонент) и делает процесс более объективным.

3.Вариант постоянного зрительного напоминания.

4.Для уменьшения тревожности (и, как следствие, неуместных форм поведения).

5.Такая коммуникация помогает ребенку понять, что происходит вокруг.

6.Люди с РАС лучше воспринимают зрительную информацию (лучше развито визуальное мышление).

7.Эффективность визуальных опор доказана в научных исследованиях.


 

Проблемное поведение. Рекомендуемые направления работы. 

Рекомендуемые направления работы

1. Называйте ребенка по имени.

2. Научите ребенка смотреть в вашу сторону, когда вы обращаетесь к нему по имени.

3. Не заставляйте ребенка смотреть именно вам в глаза, чтобы показать, что он вас слушает. 

Рекомендуемые направления работы

1.При тактильной гипочувствительности (низкой) рекомендуется развивать сенсорные ощущения с помощью массажа и применения разнообразных материалов – шершавых, гладких, теплых, холодных и т.п. 

2.В случае появления аутоагрессии выясняются ее возможные причины. Для этого взрослый определяет, в какой ситуации возникает аутоагрессия, сколько времени она длится, как ребенок реагирует на переключение внимания. 

Рекомендуемые направления работы

1.При нежелании слушать проблемная деятельность (ситуация), вызывающая у него напряжение устраняется или изменяется.

2.При слуховой гиперчувствительности голос взрослого понижается, а звук, вызывающий у ребенка тревогу, устраняется.

3.Если закрывание ушей руками становится проявлением стереотипных действий ребенка, то подобные действия облекаются специалистом в игровую форму для придания им смысла.

Рекомендуемые направления работы

1. При слуховой гипочувствительности необходимо развивать слуховые ощущения ребенка.

2.При стереотипном действии исследуется причина подобного проблемного поведения.

3.Если присутствует какая-либо напряженная стрессовая ситуация, она по возможности устраняется, либо используется отвлекающий маневр.

Рекомендуемые направления работы

Прежде всего, определяется причина подобного поведения.

1.Если подобные прыжки – одно из стереотипных действий ребенка, то ему разрешается прыгать, когда он испытывает в этом потребность. Если же ребенку доступно понимание, взрослый договаривается с ним, сколько тот может прыгать.

2.Если ребенок начинает прыгать при сильной тревоге, взрослый обязательно проговаривает его эмоциональное состояние, то, что ребенок в данный момент чувствует. При этом важно, если есть возможность, показать ребенку другие способы выражения эмоций.

3.Взрослому важно придать подобным действиям ребенка осмысленную игровую форму.

"Я могу многому научиться, но иногда мне нужна помощь"

Некоторые Важные моменты, связанные с аутизмом:

- Аутизмом невозможно заразиться.

- Никто не знает, отчего появляется аутизм, поэтому его нельзя вылечить.

- Люди рождаются с аутизмом, и это на всю жизнь.

- Люди с аутизмом могут многому научиться. Многие, когда вырастут, будут работать так же, как и Вы. 

- Детям с аутизмом нужны друзья так же, как и Вам.

 

Дети с аутизмом нуждаются в Вашей помощи!

Нужно, чтобы вы были терпеливы и помогли им.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.