«Электронный коммуникативный альбом (1 и 2 уровень)», «Электронное визуальное расписание»
Электронные образовательные ресурсы: «Электронное визуальное расписание», «Электронный коммуникативный альбом (1 уровень)», «Электронный коммуникативный альбом (2 уровень)». Приложения могут быть установлены на компьютер, ноутбук, планшет или телефон. Электронные образовательные ресурсы предназначены для детей с интеллектуальной недостаточностью с системным недоразвитием речи тяжелой степени, в том числе для детей с аутистическими нарушениями, имеющими достаточный уровень сформированности мелкой моторики, визуального восприятия и неярко выраженные негативные поведенческие реакции.
Цель использования электронных образовательных ресурсов: формирование коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью с системным недоразвитием речи тяжелой степени, в том числе и у детей с аутистическими нарушениями. Использование электронных коммуникативных альбомов и электронного визуального расписания позволяет решать следующие задачи:
•формировать умение просить предмет (вид деятельности);
•увеличить количество просьб и число коммуникативных партнеров;
•расширить сферу применения электронных коммуникативных альбомов (не только в учреждении образования и дома, но и в общественных местах);
•увеличить количество случаев комментирования и сообщения о своем эмоциональном состоянии;
•повысить интерес к взаимодействию с окружающими;
•формировать умение выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослых.
Алгоритм действий по составлению предложений с помощью Электронного коммуникативного альбома (1 уровень) следующий:
По мере расширения репертуара коммуникативных реакций обучающихся и освоения ими обобщающих слов можно переходить к работе с Электронным коммуникативным альбомом (2 уровень).
Алгоритм действий аналогичен алгоритму работы с Электронным коммуникативным альбомом 1 уровень.
Разработанные электронные коммуникативные альбомы:
• содержат большой набор базовых карточек, отобранных в процессе длительного наблюдения за обучающимися и охватывающих различные сферы их жизни, что способствует увеличению числа коммуникативных партнеров и ситуаций общения; символы реалистичны, что облегчает их восприятие;
• слова сгруппированы по категориям (для детей, которые еще не освоили навык чтения, папки сопровождаются иллюстрациями). Кроме того, иллюстрация на папке является символическим отображением ее содержимого, что облегчает ориентацию обучающихся среди категорий слов. Символы «Я хочу», «Я вижу», «Я слышу», «Помоги» вынесены на титульный лист, что облегчает освоение разработанных электронных средств;
• электронные коммуникативные альбомы предоставляют возможность не только выражать просьбу и сообщать о своих потребностях, но комментировать события («Я вижу…», «Я слышу…»).
Визуальное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо деятельности. Цель использования расписания – научить детей выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослых.
Алгоритм работы с электронным визуальным расписанием:
Внедрение разработанных электронных средств альтернативной коммуникации способствует формированию у обучающихся коммуникативных навыков.
Данные электронные образовательные ресурсы представляют интерес для педагогов, работающих с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью с системным недоразвитием речи тяжелой степени, в том числе с детьми с аутистическими нарушениями, и родителей, что сделает процесс социальной адаптации детей этой категории более успешным. Преимущество информационных технологий заключается в том, что они способствуют формированию самостоятельности и инициативности в процессе работы, являются мощным стимулом и создают условия для спонтанного развития. Использование информационных технологий в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.