Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

В помощь педагогу, реализующему инновационный проект

Дата: 30 декабря 2024 в 16:26, Обновлено 30 декабря 2024 в 16:48

Памятка участнику инновационной деятельности.

Инновации – это целенаправленные изменения внесение нового, повышение эффективности.

Инновационная деятельность – деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, моделей, программ, технологий, гипотез.

Каждый учитель принимает участие в инновационной деятельности на добровольных началах и работает с чётким соблюдением последовательности и принципов работы.

Обязательные условия успешной организации инновационной деятельности в учреждениях образования:

- принятие идеи, чёткое осознание цели и задач инновации всеми её участниками;

- знание критериев и показателей эффективной организации и оценки инновационной деятельности;

- тщательная подготовка и согласование целей необходимых условий, действий. Критериев и оценок инновационной деятельности;

- постоянный социально -психолого-педагогический и валеологический мониторинг процесса и результатов инновационной деятельность на основе самодиагностики и диагностики;

- сотрудничество с психологической и методической службами;

- объективная фиксация промежуточных и итоговых результатов, их анализ и коррекция;

- ответственность всех участников за организацию и результаты инновационной деятельности.

Памятка «Дневник участника инновационной деятельности».

Памятка 

«Дневник участника инновационной деятельности»

Дневник участника инновационной деятельности – документ, в котором фиксируются результаты инновационной деятельности на определенном этапе.

Дневник:

показывает, соответствуют ли   виды деятельности учителя его ожиданиям и критериальной базе проекта;

∗ помогает  увидеть, есть ли у педагога и учащихся прогресс, в чем и какие есть приращения, какова динамика позитивных изменений;

∗ помогает находить нестандартные решения возникающих проблем и преодоления затруднений, посмотреть на то или иное событие в перспективе.

Структура дневника:  

1. Тема инновационной деятельности педагога (в соответствии с темой инновационного проекта учреждения образования).

2. Цель инновационной деятельности педагога (конкретно, измеримо, достижимо).

3. Ожидаемые результаты (личные и творческие достижения учителя и учащихся и др.) и критерии их оценки, показатели эффективности инновационной деятельности педагога в разрезе критериальной базы проекта.

4. План инновационной деятельности педагога, включая тематику исследований (что, где, когда, зачем, как).

5. Учет работы (успехи и достижения, проблемы и неудачи).

6. Факторы, способствующие и препятствующие достижению ожидаемых результатов.

7. Выводы и предложения.

Основные требования:

∗ дневники ведут все участники инновационной деятельности; 

∗дневник ведется на протяжении всего периода реализации инновационного проекта, начиная с 1 сентября текущего учебного года;

∗ дневники заполняются не реже 1-2 раз в 2 недели;

∗ дневники анализируются постоянно, самостоятельно учителем или совместно с руководителем проекта, консультантом, руководителем методического объединения (творческой группы); 

∗ материалы анализа дневников важно использовать для повышения эффективности инновационной деятельности и самообразования, поиска более эффективных приемов и способов работы, организации дополнительных исследований, подготовки аналитических справок, методических разработок, статей и обобщения опыта, выдвижения новых целей и генерирования новых идей. 

Уважаемые коллеги!

∗ Ведите дневники! Читайте дневники!

∗ Систематизируйте и анализируйте факты. Сравнивайте результаты. 

∗ Исследуйте свои решения, действия, планы, учебные занятия, приемы и методы их проведения, выбирайте и используйте наиболее эффективные.

∗ Ускоряйте процессы инновационных преобразований   и повышения качества образования учащихся.

∗ Ежедневно учитесь на собственном опыте!

∗ Помните, все гении человечества вели дневники. Именно дневниковые записи знаменитых педагогов легли в основу шедевров педагогической литературы! 

Памятка учителю (образовательная кинезиология).

Памятка учителю (образовательная кинезиология)

Кинезиология - слова «кинезис» - движение, «логос» - наука, т.е. наука о движениях.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Основатели образовательной кинезиологии являются американские педагоги: супруги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Их открутия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга», которая была создана в начале 90-х годов.

«Гимнастика мозга» – одно из направлений метода «Образовательная кинестетика».

«Гимнастика мозга» – это метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

«Гимнастика мозга» система кинезиологических упражнений.

Применение метода кинезиологии позволяет улучшить память ребенка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Учителя, использующие кинезиологические упражнения на уроках, отмечают улучшение почерка, повышение работоспособности, активизацию интеллектуальных процессов.

Цель работы учителя: внедрение в учебный процесс начальной школы методики «Гимнастика мозга».

Задачи:

1.     Изучить теоретический материал по данному вопросу.

2.     Научиться применять методику кинезиологических упражнений.

3.     Составить и оформить перечень рекомендаций по использованию упражнений во время уроков.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо отбирать упражнения по следующим критериям:

-короткие инструкции;

-небольшое количество движений;

-несложные движения (особенно на начальном этапе).

-соблюдение принципа «от простого к сложному» (сложные элементы вводятся и добавляются постепенно, по мере овладения детьми более простыми конструкциями);

-работа по принципу «от известного к неизвестному» (постепенное добавление новых движений).  

Чтобы упражнения были результативными, нужно придерживаться следующих правил:

-упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность работы по одному комплексу составляет одну учебную четверть, каникулы – перерыв;

-четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потом уже показывать детям;

-точное выполнение движений и приемов детьми;

-кинезиологические упражнения проводятся в начале урока или в качестве физминутки или динамической паузы;

-время проведения 3-5 минут;

-упражнения выполняются ежедневно;

-упражнения проводятся стоя или сидя за партой.

Условия проведения кинезиологических упражнений:

-*перед началом желательно выпить воды. Вода лучший проводник электрического сигнала в нашем теле;

- во время урока проводить эти упражнения можно, если идет стандартная работа;

-творческую деятельность на уроке прерывать нецелесообразно;

-если детям предстоит интенсивная интеллектуальная нагрузка, то упражнения проводить перед началом работы.

Не всегда есть возможность выделить в учебном плане специальный урок для подобных занятий, поэтому можно выбрать оптимальный вариант работы: кинезиологические упражнения проводятся в начале учебного дня, как утренняя гимнастика и на всех уроках без исключения в качестве физминуток и динамических пауз.

Методическая копилка

(материалы постоянно-действующего семинара-практикума).

Доклад по теме: «Формирование навыка осознанного беглого чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в младших классах вспомогательной школы»

Учитель высшей категории Ермак В.В.

Под осознанным чтением следует понимать такое качество чтения, при котором достигается осознание учащимся значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Это требует соответствующего возрасту словарного запаса, умения строить правильные грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями. Важна способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т.е. такая сторона навыка чтения, как осознанность. Собственно говоря, если сравнить все составляющие компоненты навыка чтения, такие, как: способ чтения, осознанность, темп чтения, выразительность и правильность, то именно осознанности принадлежит ведущее, главенствующее место в этом комплексе. Процесс формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью длительный и сложный.

Интеллектуальная недостаточность и, как следствие, недоразвитие речи, у младших школьников при­водят к нарушению или недоразвитию осознанности чтения.

Данные особенности формирования навыка осознанного чтения проявляются уже в период обучения грамоте: учащиеся длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком.

По мере усложнения программных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Дети с нарушением интеллекта очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не только с недостаточно быстрым соотнесением звуков и букв, смешение их, затруднениями в слиянии одного звука с другим, сколько с тем, что учащиеся не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.

Характерные для учащихся с интеллектуальной недостаточностью косность, привязанность к какому-либо одному способу действия мешает им при переходе от аналитических приемов чтения к синтетическим (от слогов к целым словам). В результате школьники, начав читать по слогам, с трудом переключаются на чтение целыми словами. И наоборот, сразу прочитав первое слово, пытаются также быстро прочитать и следующее, но, как правило, ошибаются. Развитие беглости чтения тормозится тем, что поле зрения у детей с нарушением интеллекта ограниченное. Они обычно видят только ту букву (слог), на которую в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие учащиеся с интеллектуальной недостаточностью длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом – интеллектуальной недостаточностью. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей – все это приводит к тому, что учащиеся данной категории читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку. Они не понимают смысла прочитанного или понимают его частично, делая акцент на малозначительные факты или события из текста. Ошибки, нарушающие правильность чтения оказываются многочисленными, типичными для учеников школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в старших классах и тормозит развитие навыка осознанного чтения.

 Даже при овладении техникой чтения очень трудно понять смысл прочитанного, особенно если это тексты со скрытым смыслом или тексты иносказательного, метафорического характера. Для большинства учащихся характерна бедность словарного запаса, неточное использование слов, незнание значения многих общеупотребительных слов. Они допускают интонационные ошибки – неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Такие ошибки допускаются младшими школьниками в том случае, когда они не понимают смысла читаемого.

    В исследованиях В.Я. Василевской подробно анализируются трудности, которые испытывают школьники младших классов с интеллектуальной недостаточностью при осмыслении текста. Они с трудом уста­навливают причинную зависимость явлений, их последователь­ность; оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произве­дения. Особенно резко эти недостатки проявляются в тех случа­ях, когда наблюдается несоответствие между конкретными фак­тами, описываемыми в произведении, и внутренним смыслом происходящего. Даже имеющийся у учащихся опыт не всегда помо­гает правильному усвоению содержания произведения. Нередко из-за совпадения внешне сходных моментов (название текста, одинаковые имена героев и др.) активизируются случайные ас­социации. В результате фрагмент текста «...перестает быть час­тью целого и становится исходным пунктом для своих, лишь ситуационно близких ассоциаций, часто далеко уводящих от со­держания текста».

    Фрагментарность восприятия содержания прочитанного усу­губляется с увеличением числа персонажей и мест действия. В подобных случаях ученики, как правило, сокращают число дей­ствующих лиц, приписывают одному герою поступки другого. Нарушение наглядно-образного мышления приводит к неточно­му, а иногда и к искаженному представлению ситуации, опи­санной в рассказе. Бедность словаря школьников, неточное по­нимание многих слов, неумение вникать в суть образных выра­жений, непонимание словосочетаний, употребленных в пере­носном значении, еще больше затрудняют усвоение содержания читаемого.

 Для формирования навыка осознанного чтения огромное значение имеют следующие виды работы, которые проводятся на уроке:

1.  подготовка учащихся к восприятию текста,

2.  словарная работа,

3.  выразительное первоначальное чтение произведения учителем,

4.  чтение текстом учащимися,

5.  анализ прочитанного при повторном чтение,

6.  составление плана,

7.  пересказ,

8. работа над выразительными средствами художественного произведения,

9.  характеристика героя,

10. творческая деятельность школьников.

Эти виды работы приобретают ряд специфических черт во вспомогательной школе. Так, при подготовке учащихся к восприятию текста я не ограничиваюсь только проведением предварительной беседы, а создаю наглядную конкретную ситуацию, которая лежит в основе текста. Экскурсия в природу, демонстрация натуральных предметов, картин, таблиц, изготовление макетов имеют первостепенное значение для правильного понимания читаемого. В ряде случаев эта подготовка осуществляется в виде беседы, в процессе которой актуализируется, и уточняются имеющиеся в опыте учащихся представления, понятия, устанавливаются связи уже знакомого материала с предлагаемым в данный момент.

Не менее важной для понимания содержания читаемого является словарная работа, которая проводится мной на различных этапах урока. Значения слов, совершенно незнакомых детям, несущих большую смысловую нагрузку в тексте, я объясняю в процессе подготовительной работы.

Значение других слов и образных выражений разбираем во время чтения или анализа текста. К объяснению привлекаю самих учащихся. Более того, приучаю детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова и спрашивать об их смысле.

Проведение подобной работы требует последовательности и терпения, так как учащиеся с интеллектуальной недостаточностью часто не замечают непонятных для них слов. Вместе с тем развитие их самостоятельности способствует повышению уровня осознанности в работе над текстом.

Особенно сложным является анализ изобразительных средств художественного произведения. Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления, бедность чувственного опыта у учащихся с интеллектуальной недостаточностью не позволяют им ясно представить описанную в тексте картину, а общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков одного явления на другое.

По моему мнению, просто объяснить значение и роль выразительных средств оказывается недостаточным для преодоления имеющихся затруднений. Поэтому использую на уроках сравнение (в процессе экскурсий, демонстрации наглядных пособий) слов, употребленных в прямом и переносном значении, составление картинного плана, широкое использование приема зарисовок - все это в значительной степени способствует преодолению недостатков в понимании младшими школьниками образных выражений.

Разбор изобразительных средств языка веду не только с опорой на наглядные средства обучения, но и путем вербального сопоставления признаков двух сравнительных предметов, явлений, актуализации имеющихся представлений, элементарного объяснения метафор, сравнений и т. п. Дальнейшая работа по закреплению разобранных слов и словосочетаний на уроках русского языка, человека и мира помогает ввести этот словарь в активную речь младших школьников.

Первоначальное чтение произведения имеет большое значение для правильного восприятия текста. Выразительно прочитанный рассказ помогает учащимся правильно почувствовать эмоциональный настрой произведения без еще достаточного осознания всех связей, лежащих в его основе.

Учитывая важность первого знакомства с текстом, все художественные произведения в начальных классах читаю я, а дети слушают, закрыв книги. Открытый учебник отвлекает их внимание: темп чтения учителя недоступен школьникам и следит за ним по книге они не могут. Пытаясь найти слово, они теряют нить рассказа, не видят моих мимики и жестов.

Анализ текста идет в процессе повторного чтения. В младших классах текст, анализируем чаше всего индуктивным путем, т. е. от частного к общему. Этот путь для учащихся легче, так как в результате последовательного разбора содержания обращается внимание на отдельные существенно важные моменты читаемого материала и учащиеся подводятся к пониманию всего произведения в целом.

В некоторых случаях, когда основная мысль дана в готовом виде, при разборе произведения использую метод дедукции.

Закрепление содержания прочитанного текста проводится мною на уроке не только в виде выборочного чтения, но и сравнения с материалом других текстов, видеоматериала и кинофильмов на эту тему, соотнесение отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге, лепка и зарисовка героев; установление сходства и различия прочитанного произведения и конкретной жизненной ситуации. Такой характер работы помогает учащимся образно представить сюжет рассказа, четко установить связи явлений и действующих лиц, соотнести читаемый материал с собственным жизненным опытом.

Чтобы повысить осознанность чтения на всех этапах урока, я использую следующие приемы и задания:

«Что общего и чем отличается» (мел – мель, мал – мял…)

«Назови одним словом» (Липа, береза, каштан)

«Какое слово лишнее и почему» (Красивый, красный, синий, зелёный)

«Раздели слова на группы» (Заяц, горох, медведь, тыква, кабачок, лиса…)

«Кинофильм»

- Прочитай предложение и ответь на вопрос.

- Прочитай предложение и выполни соответствующее действие.

- Повтори прочитанное предложение.

- Найди в тексте слово.

 - Закончи предложение словами текста.

- Найти в тексте ответ на вопрос.

- Расположи вопросы по порядку содержания текста.

 -Составь текст. (В тексте переставляются предложения, учащиеся переставляют их так, чтобы не искажался смысл текста)

- Придумай конец или начало к прочитанному тексту.

Такой характер работы помогает учащимся образно представить сюжет рассказа, четко установить связи между явлениями и поступками действующих лиц, соотнести литературный материал с собственным жизненным опытом.

Указанные виды фронтальной работы, способствующие формированию навыка осознанного чтения, не всегда оказываются эффективными в отношении отдельных учащихся вспомогательной школы. Приходится прибегать к ряду дополнительных приемов.

Содержание рассказа лучше воспринимается слабыми по успеваемости учениками при условии изменения его названия таким образом, чтобы в заглавии отражалась основная мысль произведения. В некоторых случаях понимание текста достигается за счет дополнения его учителем до момента окончательного завершения событий и формулирования вывода, вытекающего из рассказа.

Дети с нарушением работоспособности нуждаются в дополнительных стимулах, мобилизующих внимание: поощрении (если ученику удалось сохранить внимание хотя бы на небольшой промежуток времени), частых вызовов для ответа, проведении занятий в игровой форме.

Способствует сознательности чтения также работа по составлению плана, которая помогает осознать отдельные части произведения и охватить его в целом, понять, в какой последовательности ведется рассказ.

Следует помнить, что работа по развитию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью протекает в единстве.

Овладение полноценным навыком осознанного чтения - важнейшее условие успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Таким образом, своевременное распознание и понимание нарушений навыка чтения позволяет учителю определить основные методы обучения, а предложенные мною приемы и задания способствуют развитию интереса к урокам, а также формированию навыка осознанного чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.